В конце XIX столетия появилась такая пословица: "Жизнь не по молодости, конец - не по старости". И в этом сокрыта великая мудрость. В царских деревнях пенсии не было, а во время существования СССР ее сдали выдавать в 1965 году. Как вы думаете, встречали старость без пенсии и государевой заботы с легким сердцем и грустью в душе? Об этом сегодня и побеседуем. Старость на селе, равно, как и в городе, была закономерна, но в деревнях ее не воспринимали с тягостью и трагизмом. В семье крестьян каждый член, начиная от младенца и до старика, выполнял личную роль в круг труда и рождения. Получается, человек плавненько перемещался к своей старости, сам того не замечая. А некогда было.
В каждый период жизни время летит с разной скоростью: в детстве медленно, в зрелости - чрезвычайно быстро, когда тело еще молодое, а глаза горят. И вот системы организма начинают постепенно сдавать, а потом вдруг тебя называют "дедом" или "бабушкой".
Мама вот уже стала бабушкой, но, прежде, чем отдать свой статус "хозяйки", долго помогала невестке. Отец старшему сыну тоже не быстро передавал свой опыт, только по мере взросления последнего и старения хозяина.
В старости уходят все обиды и молодые споры, конфликты между супругами, позади и поиски, и сомнения. В старости любовь мужа и жены - это спелый коньяк, выпитый в зимний вечер. Это уже умиротворение в душе, нежная забота с чертами напускной твердости. На склоне лет уже привязываешься к другому, принимаешь неизбежность.
Крестьянский труд в деревне был вечен, но нагрузка все же снижалась. Так и получалось: в юности активности все больше и больше, а у стариков она снижалась. Но дедушки да бабушки никогда не были бесполезны.
Старики на равных условиях находились в общине, в семье, они имели огромный жизненный опыт. Например, рассевать зерно лучше никто не мог, и опыт в этом помогал, хоть вспахать поле силы у них уже были не те. Драть кору и собирать веники для деда - услада.
Бабушки любили крутить веретено, прясть на скамье в горнице. А кто, как ни бабушка, песенку споет, окрикнет непоседу, уложит кроху на полати?
Старики не ощущали себя обузой в крестьянской семье, да от скуки не страдали. Дел было много, для них всегда находилось что-нибудь: настрогать внукам кораблики, слепить внучке свистульку из глины, хозяйке же помочь охваты насадить, огород окучить по силам. Немного труда, а порадуются все. Старики не боялись крепкого слова и требовательности к себе, но к ним, все же, относились помягче. Бабушка пересолила суп, а дед - колодец забыл закрыть, не беда! Невестка с сыном подстрахуют, да слова не скажут.
Последний день, когда отправляли на покой, - это своего рода, рождение, переход к новой жизни. Все верили, что тогда телесные страдания уходят.
Покаявшись и причастившись, уходили старики тихо. А после дети вспоминали своих родителей, посещая кладбище и укладывая кусочек сахара на могилку. Как бы нам найти такого дедушку и бабушку сегодня?